геология и разведка
Preview

Известия высших учебных заведений. Геология и разведка

Расширенный поиск

МГРИ был и остается кузницей подготовки геологических кадров

https://doi.org/10.32454/0016-7762-2023-65-4-8-14

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Панов Ю.П. МГРИ был и остается кузницей подготовки геологических кадров. Proceedings of Higher Educational Establishments: Geology and Exploration. 2023;(4):8-14. https://doi.org/10.32454/0016-7762-2023-65-4-8-14

For citation:


Panov Yu.P. Sergo Ordzhonikidze Russian State University for Geological Prospecting is the talent foundry for the geological sector. Proceedings of higher educational establishments. Geology and Exploration. 2023;(4):8-14. (In Russ.) https://doi.org/10.32454/0016-7762-2023-65-4-8-14

На протяжении стапятилетней истории РГГРУ имени Серго Орджоникидзе как ведущий инженерный вуз страны вносит вклад в обеспечение технологического суверенитета и технического лидерства России.

Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (МГРИ) берет свое начало с геолого-разведочного факультета Московской горной академии (МГА), созданной на основании Декрета Совнаркома и протокола № 191 от 4 сентября 1918 г. и определенной в ведение Народного комиссариата по просвещению Российской республики.

Студентов в академии начали обучать на трех отделениях: геолого-разведочном, горно-рудничном и металлургическом. В 1929 г. в связи с растущей потребностью промышленности в инженерных кадрах, необходимых для индустриализации страны, в МГА были созданы дополнительно три новых факультета: нефтяной, торфяной и факультет цветных металлов.

В 1930 г. во исполнение постановления правительственной Комиссии от 15.04.1930 г. «О реформе высшего и среднего образования» было принято решение о реорганизации МГА. В соответствии с приказом по Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ) СССР от 17 апреля 1930 г. за № 1238 МГА была расформирована. На базе ее факультетов было организовано шесть высших технических учебных заведений — институтов: Московский геолого-разведочный институт (на базе геолого-разведочного факультета МГА и почвенно-геологического отделения МГУ), Горный институт, Институт черной металлургии, Институт цветных металлов и золота, Нефтяной и Торфяной институты.

За 11 лет существования МГА было подготовлено около 500 специалистов: горных инженеров и горных инженеров-геологов. Это была внушительная цифра для страны, если иметь в виду, что в 1912 г. во всей Российской империи насчитывалось только 565 специалистов в области геологии, а горных инженеров-геологоразведчиков было всего лишь 250. Многие преподаватели МГА и специалисты, ее окончившие, после расформирования академии успешно работали в МГРИ.

Для размещения МГРИ было выделено здание Московского государственного университета (МГУ) по адресу: ул. Моховая, дом 11. В этом здании находились: Геологический институт; Институт минералогии, петрографии и рудных месторождений; Минералогический музей; Геолого-палеонтологический музей имени А.П. и М.В. Павловых. Институты и музеи также были переданы МГРИ.

До передачи указанных подразделений МГУ в распоряжение МГРИ приказом № 243 от 22.04.1930 г. по Главному геолого-разведочному управлению (ГГРУ) ВСНХ было образовано Московское высшее геолого-разведочное училище, директором которого назначили И.Ф. Щербаченко. Одновременно с формированием руководства в МВГРУ по направлениям от различных организаций и других институтов зачислялись студенты.

В июле 1930 г. на базе училища был образован Московский геолого-разведочный учебный комбинат (МГРУК), в состав которого входили директорат и пять секторов:

  • сектор высшего образования — Москов­ский геологоразведочный институт(МГРИ);
  • сектор среднего образования — Москов­ский геолого-разведочный техникум (с 2012 г. Старооскольский филиал МГРИ-РГГРУ) и Мос­ковский буровой техникум;
  • сектор подготовки во втузы и техникумы — рабфак и подготовительные курсы;
  • научно-исследовательский сектор, в который входил Научно-исследовательский институт;
  • сектор заочного обучения.

В 1931—1932 гг. продолжились мероприятия по структуризации деятельности МГРИ и участию института в работе Главного геолого-разведочного управления ВСНХ СССР. Заочный сектор МГРУК наделялся полномочиями по руководству всей сетью высшего образования в системе ГГРУ ВСНХ.

В начале 1932 г. Главное геолого-разведочное управление и МГРИ, входившие в состав ГГРУ, были переведены в ведение Наркомата тяжелой промышленности (НКТП) СССР, который возглавлял Г.К. (Серго) Орджоникидзе.

Орджоникидзе был сильнейшим организатором, выражаясь современным языком, он был эффективным кризис-менеджером. Его называли командармом тяжелой индустрии. Огромна заслуга Орджоникидзе в становлении и развитии минерально-сырьевой базы страны. Он прекрасно понимал, что развитие тяжелой промышленности страны невозможно без геолого-разведочных работ, открытия и разработки новых месторождений полезных ископаемых.

Велика заслуга Серго Орджоникидзе и в сохранении Московского геолого-разведочного института, за что по ходатайству преподавателей и студентов МГРИ на основании постановления Президиума ВЦИК и Совета народных комиссаров от 20.02.1932 г. вышел приказ № 179 от 23.03.32 г. по НКТП СССР, согласно которому Московскому геологоразведочному институту было присвоено имя Серго Орджоникидзе.

В 1934 г. учебный комбинат был расформирован, а входившие в его состав сектора, в том числе Московский геолого-разведочный институт, стали самостоятельными организациями.

С 1932 по 1937 г. МГРИ находился в подчинении Главного управления учебных заведений Наркомата тяжелой промышленности СССР, а с 1938 по 1946 г. — в ведении Всесоюзного комитета по делам высшей школы и Комитета по делам геологии при СНК СССР.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Начало войны застало многих студентов и преподавателей МГРИ в различных уголках нашей страны. Несмотря на это, уже 29 июня 1941 года в Красную армию ушла первая группа добровольцев эмгэрэишников. Многие преподаватели, сотрудники и студенты МГРИ вступали в ряды народного ополчения. Так, после митинга в институте 3 июля 1941 г. 28 преподавателей и сотрудников и 57 студентов института добровольцами вступили в ряды 8-й Краснопресненской стрелковой дивизии народного ополчения.

14 октября 1941 г. началось формирование подразделений для обороны Москвы на ближних подступах. На этот призыв горячо откликнулись студенты, преподаватели и сотрудники МГРИ. В тот же день на пункт формирования Краснопресненского коммунистического батальона в школу № 89 Тестовского поселка прибыли 175 добровольцев из числа студентов и преподавателей института. В героической битве за Москву участвовала большая часть студентов МГРИ. Они были стойкими, смелыми бойцами 3-й, 5-й и 8-й дивизий народного ополчения. В боях за Родину участвовали: летчик В. Зайцев, политрук А. Нагорный, десантник В. Гребенников, военный геолог И. Комаров, саперы Н. Экзарьян и В. Чернов, ротный автоматчик Ш. Багдасаров и др. В сражениях Великой Отечественной войны участвовали более 500 студентов, преподавателей и сотрудников МГРИ; при общей численности коллектива института 1500 человек 95 из них отдали жизнь в боях за Родину.

Значителен вклад студентов, преподавателей и сотрудников МГРИ в оборону Москвы. Уже 28 июня 1941 г. по просьбе райкома комсомола 40 парней — студентов института были направлены на строительство оборонительных сооружений в Смоленскую область, а для оказания консультаций московским организациям по геологии, в связи со строительством оборонительных сооружений, при МГРИ был создан консультационный пункт, в состав которого входили: профессора Г.Н. Каменский, Ф.П. Саваренский и Г.В. Богомолов, доцент Н.Н. Биндеман, ассистенты Ф.В. Котлов и А.Л. Рубинштейн.

Студенты и преподаватели МГРИ проектировали и строили оборонительные сооружения, трудились в рядах военно-рекогносцировочных отрядов, отрядов противовоздушной обороны, военно-геологических отрядов (ВГО), воевали в рядах действующей Красной армии и участвовали в партизанском движении. В условиях оборонительных боев ВГО давали сведения о рельефе, типе грунтов, глубине залегания подземных вод и их источниках, местных строительных материалах и др. Для обеспечения наступательных операций составлялись карты проходимости, подготавливались развернутые инженерно-геологические характеристики отдельных плацдармов, особенно в районах водных преград и долговременных оборонительных сооружений, и др.

Самоотверженный труд советских геологов, не прекращавших полевые работы во время Великой Отечественной войны, позволил стране добиться полного самообеспечения почти всеми видами минерального сырья, что, в конечном счете, сыграло решающую роль в гигантской битве Советского Союза и его союзников с фашистской Германией, овладевшей к 1941 г. материальными ресурсами практически всех стран континентальной Европы.

В октябре 1941 г., в труднейшие дни для нашей Родины, когда основная часть студентов и преподавателей ушла добровольно в ряды Красной армии, МГРИ по решению Правительства был эвакуирован в город Семипалатинск. Оставшиеся в Москве преподаватели и студенты (Московский филиал) были переданы в ведение геологического факультета МГУ. В 1943 г. институт был возвращен из Семипалатинска в Москву, и уже в 1943/44 учебном году в нем возобновились занятия.

К 105-летней годовщине образования МГРИ бывшими сотрудниками — ветеранами института Ю.И. Блох и В.И. Скопцовой подготовлен и университетом издан материал по истории развития института «Довоенные директора МГРИ».

Огромен вклад выпускников МГРИ в послевоенное восстановление и развитие страны, повышение ее обороноспособности за счет открытия в МГРИ нового направления подготовки специалистов в области разведки и разработки месторождений радиоактивных руд. Особо необходимо отметить положительные результаты очередной реорганизации МГРИ, проведенной в 1963 г., когда в соответствии с приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 354 от 23 мая 1963 г. было объявлено об объединении кафедр в МГРИ: кафедру палеонтологии объединили с кафедрой исторической геологии и назвали эту кафедру — «Кафедра исторической геологии»; кафедру экономики и организации геолого-разведочных работ объединили с кафедрой методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых и предписали именовать эту кафедру — «Кафедра методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых и экономики геолого-разведочных работ».

В результате реорганизации в состав МГРИ вошла оставшаяся от перевода в Красноярск часть Московского института цветных металлов и золота им. М.И. Калинина (МИЦМиЗ) (приказ № 469 от 18.07.1963 г. по Министерству высшего и среднего образования РСФСР). В МГРИ пришел ряд преподавателей, которые в последующем принесли институту известность и значимость: М.И. Агошков, М.Ф. Стрелкин, В.Н. Котляр, А.Б. Каждан, В.И. Киселев, Д.И. Щеголев, С.М. Шорохов, Г.Н. Попов, В.Е. Бойцов, Н.И. Егоров, Т.М. Кайкова, Л.З. Бобровников, Н.Н. Соловьев, К.М. Мельникова, Д.П. Лобанов, С.В. Потемкин, В.А. Симаков и др.

Объединение двух геологических школ, МГРИ и МИЦМиЗ (1963 г.), позволило значительно расширить подготовку специалистов в области разведки месторождений редких и радиоактивных металлов, а включение в состав МГРИ горняков — специалистов по разработке цветных, редких и радиоактивных руд обеспечило полный цикл подготовки выпускников вуза — от разведки до разработки месторождений полезных ископаемых. Существенное увеличение количества кафедр горного профиля и начавшаяся подготовка горных инженеров-разработчиков позволили расширить направления работы института. Сохранив первоначальное название, институт приобрел более широкий горно-геологический спектр деятельности в минерально-сырьевом комплексе страны.

Значительный вклад в выявление закономерностей размещения руд черных, цветных, редких и радиоактивных металлов внесли коллективы преподавателей и сотрудников под руководством профессоров Е.Е. Захарова, В.Н. Котляра, В.Е. Бойцова, Т.М. Кайковой, В.М. Григорьева, М.П. Исаенко, И.Ф. Григорьева, П.В. Калинина, Д.А. Минеева, Н.И. Егорова, Б.М. Роненсона, С.А. Юшко, И.Ф. Трусовой, В.И. Чернова, И.И. Вишневской, С.В. Тихомирова.

Профессора В.В. Аристов, Д.А. Зенков, А.Б. Каждан, Н.Н. Соловьев и их сотрудники занимались проблемами методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Большую роль в области совершенствования техники и технологии разведочного бурения сыграли работы профессоров Б.И. Воздвиженского, Н.И. Куличихина, Д.Н. Башкатова, В.С. Владиславлева, С.А. Волкова, А.Г. Калинина, Б.М. Ребрика.

Профессора М.И. Агошков, В.В. Алексеев, Г.К. Бондарик, С.А. Брылов, А.О. Верчеба, Л.Г. Грабчак, Е.А. Козловский, Н.В. Тихонов, В.К. Шехурдин и ныне здравствующие В.М. Григорьев, Д.П. Лобанов, О.С. Брюховецкий, А.А. Верчеба, В.П. Дробаденко, П.А. Игнатов, А.М. Лимитовский, В.И. Несмотряев, А.М. Портнов, А.В. Туров, А.Г. Секисов, В.Н. Экзарьян, Л.А. Ярг, В.П. Яшин и многие другие внесли существенный вклад в разработку фундаментальных проблем геологии, техники и технологии, механизации и автоматизации процессов горно-геологического производства.

В трудах профессоров Г.Н. Попова, С.В. Потемкина, В.А. Симакова, С.М. Шорохова, Б.П. Юматова разрабатывались вопросы добычи руд цветных, редких и благородных металлов.

К началу 1969 г. среди выпускников МГРИ было девять Героев Социалистического Труда, пятнадцать лауреатов Ленинской премии и 120 лауреатов Государственной премии.

К 50-летнему юбилею коллектив МГРИ добился значительных успехов в подготовке горных инженеров и в проведении научно-исследовательских работ в помощь производству, за что 12 мая 1969 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Ректором института в период с 1964 по 1988 год работал выдающийся организатор и замечательный человек, участник ВОВ Дмитрий Петрович Лобанов (в этом году он отметил свой 99-й день рождения), который в контакте с известными советскими государственными деятелями: Петром Яковлевичем Антроповым (окончил МГРИ в 1932 г.) — министром геологии и охраны недр (1953—1962 гг.), Ефимом Павловичем Славским (окончил МИЦМиЗ в 1933 г.) — министром (председателем Госкомитета) среднего машиностроения СССР (1957—1986 гг.), Петром Фадеевичем Ломако (окончил МИЦМиЗ в 1932 г.) — министром цветной металлургии СССР (1957—1986 гг.) и Евгением Александровичем Козловским (окончил МГРИ в 1953 г.) — министром геологии СССР (1975—1989 гг.) и при их активном содействии организовывал и направлял развитие МГРИ, формировал материально-техническую базу института.

Отмечая достижения МГРИ, следует отметить, что за 105-летний период работы коллективом университета подготовлено более 40 000 специалистов — геологов, минералогов, палеонтологов, гидрогеологов, специалистов по инженерной геологии, геофизиков, горных инженеров и экономистов; более 2000 кандидатов и 450 докторов наук для минерально-сырьевого комплекса страны и более 2000 специалистов с высшим образованием для 95 зарубежных стран, в том числе свыше 400 кандидатов и 17 докторов наук, внесших значительный вклад в развитие геолого-разведочной и горной отраслей промышленности России и зарубежных стран.

Наши выпускники участвовали и участвуют в разведке и разработке всего комплекса полезных ископаемых. Особая роль принадлежит нашим выпускникам в разведке урановых месторождений. Практически все виды этих месторождений открыты выпускниками МГА — МГРИ, как и многие другие месторождения редкоземельных металлов. Всего первооткрывателями 52 месторождений полезных ископаемых являются 46 выпускников МГРИ (список уточняется).

Среди первооткрывателей минералов выпускники МГРИ заслуженно занимают одно из ведущих мест, ими открыто около 250 новых минералов, среди которых есть минерал мгриит, названный в честь МГРИ.

Из числа студентов МГА — МГРИ — РГГРУ вышли: 56 академиков и членов-корреспондентов российских академий, 32 заслуженных деятеля науки и техники, 12 заслуженных работников высшей школы, 5 человек являются авторами научных открытий мирового уровня, 11 выпускников института удостоены звания Героя Социалистического Труда: П.Я. Антропов, У.Ф. Ахмедсафин, М.К. Бупежанов, И.К. Жаксыбаев, Р.В. Нифонтов, С.С. Панчев, А.А. Петров, Г.А. Селятицкий, С.А. Смир­нов, А.В. Пейве, В.И. Смирнов; 15 воспитанников института стали лауреатами Ленинской премии: П.Я Антропов, И.И. Белов, М.И. Калганов, Н.И. Гемоданов, Е.А. Козловский, И.С. Комаров, В.И. Китаев, В.Н. Котляр, А.В. Пейве, Б.В. Половинкин, А.Н. Тугаринов, Н.П. Чунарев, Н.Ф. Шармин, Г.Ф. Яковлев, В.И. Смирнов; более 160 питомцев института отмечены Государственными премиями СССР за крупные научные исследования, открытие месторождений, выдающиеся монографические работы и учебники, среди них: М.И. Агошков, В.В. Бродовой, В.И. Борщ-Компаниец, И.К. Гавич, Н.И. Куличихин, Л.Л. Ляхов, М.В. Муратов, Н.Н. Николаев, В.В. Сборовский, В.А. Симаков, Н.С. Шатский, В.М. Швец, Ю.В. Якубовский, Е.А. Козловский и др.; преподавателями и сотрудниками института получено свыше 1290 авторских свидетельств на изобретения, 3 диплома на открытия, ряд изобретений запатентованы в США, Канаде, Франции, Швеции, Сирии, Индии и Пакистане.

Следует отметить и уникальные достижения ученых и преподавателей университета. В частности, наши выпускники выполнили задание военно-промышленного комплекса, в соответствии с которым необходимо было решить задачу отбора и доставки на Землю образца лунного грунта. Руководил созданием буровой установки для отбора лунного грунта выпускник МГРИ 1953 г. В.Г. Кардыш. 20 сентября 1970 г. станция «Луна-16» совершила мягкую посадку в районе Моря Изобилия, а 21 сентября 1970 г. возвращаемый модуль стартовал с Луны, неся пробу лунного грунта. Была еще и «Луна-20» в феврале 1972 г.

На фоне первых успехов в освоении космического пространства в 1960—1962 гг. Академией наук СССР, Министерством геологии и Государственным комитетом по топливной промышленности при Госплане СССР была согласована и утверждена первая программа по изучению недр Земли и сверхглубокому бурению. В уникальном проекте принимали участие и выпускники МГРИ. В реализации данной программы по бурению Кольской сверхглубокой скважины (12 620 м), которая началась в 1970 г., участвовали выпускники факультета техники разведки и разработки, а председателем Научного совета по проблеме глубинного изучения Земли и сверхглубокого бурения в 1974 г. был назначен в то время заместитель министра, а затем министр геологии СССР Е.А. Козловский, выпускник МГРИ 1953 г.

В настоящее время коллектив МГРИ имеет прекрасную материальную базу, специализированные лаборатории, компьютерные классы и отремонтированные аудитории, оборудованные интерактивными панелями и досками с лазерными проекторами, имеет необходимое программное обеспечение и современную оргтехнику. Университет укомплектован профессиональным педагогическим составом и имеет все возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов для промышленно-хозяйственного комплекса России. Для занятий студентов создана хорошая интерактивная среда дистанционного получения специальной информации, организованы зоны отдыха и места для занятий спортом.

В МГРИ и его Старо-Оскольском филиале в Белгородской области обучается около 5 тыс. человек на очной, очно-заочной и заочной формах обучения, ведется подготовка по 31 образовательной программе бакалавриата, 36 образовательным программам специалитета, 15 образовательным программам магистратуры и 16 специальностям среднего профессионального образования, широкому спектру программ дополнительного образования. В Старо-Оскольском филиале обучается более 1500 студентов по образовательным программам СПО, бакалавриата и специалитета. В целом за последние 5 лет в вузе прошли обучение более 18 тысяч студентов.

Развивается подготовка кадров высшей квалификации, с 2022 года набор в аспирантуру проводится в рамках федеральных государственных требований, постоянно увеличивается конкурс в аспирантуру.

В МГРИ обучаются студенты из 43 стран, за пять лет дипломы получили более 2,5 тыс. иностранных студентов, которые успешно работают в 86 странах мира и в российских представительствах зарубежных компаний.

МГРИ ведет активную международную деятельность по развитию научного потенциала отрасли. При поддержке Минобрнауки РФ набирает обороты сотрудничество со странами Африки. В этом году состоялся международный форум «Россия — Африка: образовательное, научное и технологическое сотрудничество в сфере недропользования», который собрал участников более чем из 20 африканских стран. Руководство и сотрудники МГРИ совместно с зарубежными партнерами из университета Зимбабве разработали и представили концепцию создания центра исследования минерального сырья.

Специалистами университета ведется работа в области не только научно-технического, но и образовательного международного взаимодействия: в рамках межуниверситетского сотрудничества с африканскими странами проводятся лекции, мастер-классы и семинары экспертов отрасли, есть договоренность о разработке совместных образовательных программ, запуске программы двух дипломов, программ обмена опытом для преподавателей и студентов.

Стратегической целью вуза является создание современной системы непрерывной подготовки специалистов с формированием научных и практических компетенций по инновационным направлениям развития минерально-сырьевого комплекса России, конкурентоспособной на внешних рынках; создание на базе Университета общероссийского ресурсного центра геологической и природоохранной деятельности в интересах отраслевого и территориального развития страны.

Для достижения стратегической цели необходимо следующее.

  1. Занятие ведущих позиций среди российских высших учебных заведений в сфере подготовки специалистов по инновационным направлениям развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации.
  2. Завоевание лидерства в сегменте научной деятельности, включая цифровую трансформацию, экологизацию и внедрение аддитивных технологий и беспилотных систем в сфере природопользования в Российской Федерации.
  3. Повышение мирового имиджа и закрепление лидирующих позиций в части подготовки иностранных профильных специалистов по минерально-сырьевому комплексу дружественных стран.

Наиболее вероятной видится реализация базового сценария, нацеленного на формирование численного состава обучающихся в объеме 18,5 тысячи человек к 2032 году, повышение среднего балла поступающих на 15%.

Достижение этих показателей возможно только при трансформации университета в межотраслевой центр, соответствующий задачам, стоящим перед наукой и образованием в формате шестого технологического уклада. Мероприятия для достижения отмеченных показателей заложены в Программе развития университета на 2023—2032 годы и будут реализовываться по следующим основным направлениям:

  • преобразование МГРИ в университетский научно-технологический геоэкологический кластер, где университет должен стать базовым вузом геологической отрасли, национальным лидером ключевых профессиональных компетенций в сети образовательных, научных и производственных партнеров, инициатором мультипроектов для развития прорывных инновационных, в том числе цифровых, аддитивных и беспилотных технологий в области геологии, экологии и экономики;
  • организация взаимодействия университета с научными, образовательными организациями и бизнесом с целью формирования портфеля конкурентоспособных образовательных программ всех уровней, привлекательных для студентов и важных для обеспечения современной науки и практики;
  • сохранение узнаваемого бренда и устойчивого имиджа МГРИ на основе обеспечения высокого уровня научных исследований и востребованных образовательных программ, позволяющих осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов в кампусе с комфортными инфраструктурными условиями для научно-производственной и образовательной деятельности в МГРИ;
  • формирование профессионально-образовательной среды, отвечающей задачам инновационного развития отрасли и смежных направлений за счет развития системы непрерывного геологического образования, синхронизированного с текущими и перспективными потребностями недропользователей;
  • обеспечение нового качества подготовки выпускников на основе развития научной и профессиональной составляющей учебного процесса, позволяющего обеспечивать развитие отрасли за счет роста уровня инновационных компетенций выпускников;
  • диверсификация научно-образовательной системы вуза, обеспечивающей рост конкурентоспо­собности выпускников на рынке труда и создание потенциала их профессиональной мобильности.

Отличительным признаком выделяемых стратегических приоритетов является внедрение инноваций шестого технологического уклада в науку и образование.

Основные особенности модели сегодняшнего развития МГРИ заключаются в приоритете инженерного образования в России, показавшего свою состоятельность и целостность, как основы достижения технологического лидерства.

Таким образом, МГРИ будет сохранять свою отраслевую направленность и расширять накопленные за 105 лет динамичного развития компетенции для обеспечения лидерства России в мире, основываясь на цивилизационном подходе, приращении национальных богатств и человеческого капитала.

Университет достойно встречает юбилей и строит планы на будущее!

Об авторе

Ю. П. Панов
ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»
Россия

Панов Юрий Петрович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник, ректор 

3, ул. Миклухо-Маклая, г. Москва 117997

 тел.: +7 (495) 255-15-10, доб. 2002



Рецензия

Для цитирования:


Панов Ю.П. МГРИ был и остается кузницей подготовки геологических кадров. Proceedings of Higher Educational Establishments: Geology and Exploration. 2023;(4):8-14. https://doi.org/10.32454/0016-7762-2023-65-4-8-14

For citation:


Panov Yu.P. Sergo Ordzhonikidze Russian State University for Geological Prospecting is the talent foundry for the geological sector. Proceedings of higher educational establishments. Geology and Exploration. 2023;(4):8-14. (In Russ.) https://doi.org/10.32454/0016-7762-2023-65-4-8-14

Просмотров: 262


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-7762 (Print)
ISSN 2618-8708 (Online)